Принят Государственной Думой 13.07.2001 Одобрен Советом Федерации 20.07.2001
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 08.08.2001 № 128-ФЗ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
1.
Настоящий Федеральный закон регулирует
отношения, возникающие
между федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования
отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем,
предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего
Федерального закона.
2.
Действие настоящего Федерального закона не
распространяется на
следующие виды деятельности:
деятельность кредитных организаций;
деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
деятельность в области связи;
биржевая деятельность;
деятельность в области таможенного дела;
нотариальная деятельность;
страховая деятельность;
деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
осуществление внешнеэкономических операций;
осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;
приобретение оружия и патронов к нему; использование результатов интеллектуальной деятельности;
-использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);
использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;
деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;
образовательная деятельность. Статья 2. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю: лицензируемый вид деятельности —- вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;
лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий:
лицензионные требования и условия — совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;
лицензирующие органы — федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;
лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности,
соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
реестр лицензий — совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.
Статья 3. Основные принципы осуществления лицензирования Основными принципами осуществления лицензирования являются:
обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
установление лицензионных требований и
условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; гласность и
открытость лицензирования; соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Статья 4. Критерии
определения лицензируемых видов деятельности
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Статья 5. Определение
полномочий Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования
В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства:
утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности;
определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;
устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 6. Полномочия лицензирующих органов
1. Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:
предоставление лицензий;
переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
приостановление действия лицензий;
возобновление действия лицензий;
аннулирование лицензий (в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 13 настоящего Федерального закона);
ведение реестра лицензий;
контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление своих полномочий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
Статья 7. Действие
лицензии
1. На каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, предоставляется лицензия.
Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
2. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующий органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 8. Срок
действия лицензии
Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.
Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Статья 9. Принятие
решения о предоставлении лицензии
1. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:
заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения— для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) — для юридического лица;
копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) —для индивидуального предпринимателя;
копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.
Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Лицензирующий орган принимает решение о
предоставлении или об
отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня поступления заявления о предоставлении
лицензии со всеми
необходимыми документами.
Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.
Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.
Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.
Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.
В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.
Лицензиат имеет право на получение дубликатов указанного документа. Дубликаты указанного документа предоставляются лицензиату за плату, равную плате, установленной за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий.
3. Основанием отказа в предоставлении лицензии является:
наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.
4. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке,
устано-
вленном законодательством Российской
Федерации, отказ лицензирую-
щего органа в предоставлении лицензии
или его бездействие.
Статья 10. Содержание подтверждающего наличие лицензии документа и решения о предоставлении лицензии
В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем наличие лицензии документе указываются:
наименование лицензирующего органа;
наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения — для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, —для индивидуального предпринимателя;
лицензируемый вид деятельности;
срок действия лицензии;
идентификационный номер налогоплательщика;
номер лицензии;
дата принятия решения о предоставлении лицензии.
Статья 11. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии
1. В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат — юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель обязан не позднее чем через пятнадцать дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждающего наличие лицензии.
2.
При переоформлении документа, подтверждающего наличие
лицен
зии, лицензирующий орган
вносит соответствующие изменения в реестр лицензий.
Переоформление документа, подтверждающего наличие лицен
зии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим
органом соответствующего заявления.
3.
За переоформление
документа, подтверждающего наличие лицензии, взимается плата в размере 100 рублей,
которая зачисляется в соответствующий бюджет.
Статья 12. Осуществление контроля
1. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.
2. Лицензирующие органы имеют право:
проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям:
запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;
составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
выносить предупреждение лицензиату.
Статья 13. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии
1.
Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие
лицензии
в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом
лицензионных требований
и
условий.
Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
2. Лицензия теряет юридическую силу в случае
ликвидации юридиче
ского лица или прекращения его
деятельности в результате реорганизации, за
исключением его преобразования,
либо прекращения действия свидетельства
о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
3.
Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без
обраще
ния в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за
предоставление лицензии.
4.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на
основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных
требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным
интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному
наследию народов Российской
Федерации и (или) в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 настоящей статьи.
Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить
действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.
5.
Решение о приостановлении действия лицензии, об
аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится
лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным
обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его
принятия.
6.
Решение о приостановлении действия лицензии и об
аннулировании лицензии может быть обжаловано в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7.
Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по
предмету
ведения
иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Статья 14. Ведение
реестров лицензии
1. Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.
В реестре лицензий помимо сведений, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона, должны быть указаны:
сведения о регистрации лицензии в реестре лицензии;
основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
основание и дата аннулирования лицензии;
иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
2. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.
Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам за плату. Размер платы за предоставление указанной информации составляет 10 рублей.
Плата за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий, зачисляется в соответствующий бюджет.
Информация из реестра лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется бесплатно. Срок предоставления информации из реестра лицензии не может превышать три дня со дня поступления соответствующего заявления.
Статья 15. Лицензионные сборы
За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей.
За предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 рублей.
Суммы указанных в настоящей статье лицензионных сборов зачисляются в соответствующие бюджеты.
Статья 16. Финансирование лицензирования
Финансирование лицензирования осуществляется в пределах средств, выделяемых из соответствующих бюджетов на содержание лицензирующих органов.
Статья 17. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии
1.В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;
деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;
предоставление услуг в области шифрования информации;
разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;
деятельность по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей, регистрации владельцев электронных цифровых подписей, оказанию услуг, связанных с использованием электронных цифровых подписей, и подтверждению подлинности электронных цифровых подписей;
деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;
деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;
деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией;
разработка вооружения и военной техники;
производство вооружения и военной техники;
ремонт вооружения и военной техники;
утилизация вооружения и военной техники;
торговля вооружением и военной техникой;
производство оружия и основных частей огнестрельного оружия;
производство патронов к оружию и составных частей патронов;
торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия; торговля патронами к оружию; экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
разработка и производство боеприпасов; утилизация боеприпасов;
выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия;
эксплуатация взрывоопасных производственных объектов; эксплуатация пожароопасных производственных объектов; эксплуатация химически опасных производственных объектов; эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта; эксплуатация нефтегазодобывающих производств; переработка нефти, газа и продуктов их переработки;
транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;
хранение нефти, газа и продуктов их переработки;
реализация нефти, газа и продуктов их переработки; деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности; производство взрывчатых материалов промышленного назначения; хранение взрывчатых материалов промышленного назначения; применение взрывчатых материалов промышленного назначения;
деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения;
производство пиротехнических изделий; деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с государственным стандартом;
деятельность по предупреждению и тушению пожаров;
производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
деятельность по эксплуатации электрических сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
деятельность по эксплуатации газовых сетей;
деятельность по эксплуатации тепловых сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;
строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;
инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом; производство маркшейдерских работ; деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
геодезическая деятельность; картографическая деятельность;
выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;
выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;
деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; фармацевтическая деятельность; производство лекарственных средств; производство медицинской техники;
деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи;
культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ;
деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;
перевозки морским транспортом пассажиров;
перевозки морским транспортом грузов;
перевозки внутренним водным транспортом пассажиров; перевозки внутренним водным транспортом грузов; перевозки воздушным транспортом пассажиров;
перевозки воздушным транспортом грузов; перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;
перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
перевозки железнодорожным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя и без выхода на железнодорожные пути общего пользования);
перевозки железнодорожным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя и без выхода на железнодорожные пути общего пользования);
сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах;
погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте;
погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах;
погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте;
деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
деятельность по техническому обслуживанию воздушного движения; деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов;
деятельность по ремонту воздушных судов; деятельность по применению авиации в отраслях экономики;
деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте;
деятельность по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;
деятельность по обращению с опасными отходами;
организация и содержание тотализаторов и игорных заведений; оценочная
деятельность;
туроператорская деятельность;
турагентская деятельность;
деятельность по продаже прав на
клубный отдых;
негосударственная (частная) охранная
деятельность; негосударственная (частная) сыскная
деятельность;
заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов; заготовка, переработка и реализация лома черных металлов; деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
деятельность по разведению племенных животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
деятельность по производству и использованию племенной продукции (материала) (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале;
воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей;
аудиторская деятельность;
деятельность инвестиционных фондов;
деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;
деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
деятельность негосударственных пенсионных фондов; деятельность по
производству элитных семян (семян элиты); производство табачных изделий;
деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений;
осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений;
деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки; космическая деятельность; ветеринарная деятельность; медицинская деятельность.
2.
Перечень работ и услуг по космической деятельности,
ветеринарной деятельности и медицинской деятельности устанавливается
положениями о лицензировании
указанных видов деятельности.
3.
Введение лицензирования иных видов деятельности возможно
только путем внесения дополнений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень
видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Статья 18. Переходные
положения
1. Федеральные законы и
иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных
пунктом 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, действуют в части, не
противоречащей настоящему Федеральному закону, и
подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.
2.
Лицензирование видов деятельности, не указанных в пункте 1
ста
тьи 17 настоящего
Федерального закона, прекращается со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
3.
Федеральные
авиационные правила
лицензирования деятельности в области гражданской
авиации действуют до момента вступления в силу федерального закона о внесении
соответствующих изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации.
Статья 19. Признание утратившими силу
некоторых законодательных актов в связи с
принятием настоящего Федерального закона
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:
Федеральный закон от 25 сентября 1998 года № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 39, ст. 4857);
Федеральный закон от 26 ноября 1998 года № 178-ФЗ «О внесении дополнений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 48, ст. 5853);
Федеральный закон от 22 декабря 1999 года № 215-ФЗ «О внесении дополнений в статью 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 52, ст. 6365);
Федеральный закон от 22 декабря 1999 года № 216-ФЗ «О внесении дополнения в статью 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации,
1999, № 52, ст. 6366);
Федеральный закон от 12 мая 2000 года № 69-ФЗ «О внесении изменения в статью 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации,
2000, № 20, ст. 2104);
статью 2 Федерального закона от 29 декабря 2000 года № 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 1, ст. 21).
Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести
месяцев
со дня его официального опубликования.
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации В. Путин
КОММЕНТАРИЙ
Публикуемый документ (далее — Закон) упростил процедуру лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации. Новый Закон вступит в силу 11 февраля 2002 года — по истечении шести месяцев с момента его официального опубликования (ст. 20 Закона). С этого же момента утратит силу ныне действующий Федеральный закон от 25.09.98 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее-Закон № 158-ФЗ).
Поправки и дополнения, внесенные в порядок лицензирования
Закон четко определил полномочия Правительства РФ по лицензированию. Так, в Законе установлено, что только Правительство будет вправе утверждать положения о лицензировании конкретных видов деятельности. Оно же будет определять, какие виды деятельности лицензируют федеральные министерства и ведомства, а какие - исполнительная власть субъектов Российской Федерации (ст. 5 Закона). А вот местные власти утратили право заниматься лицензированием. Это значит, что с момента вступления в силу Закона - 11 февраля 2002 года - принятые местными властями правила лицензирования прекращают свое действие, а выданные ими лицензии должны быть заменены либо на федеральные, либо на региональные.
Для всех видов деятельности установлен единый порядок определения срока действия лицензии, а сам срок продлен до пяти лет (ст. 8 Закона). Сейчас минимальный срок действия лицензии составляет три года.
Установлен и единый перечень документов, необходимых для получения лицензии (п. 1 ст. 9 Закона).
В целом пакет документов не изменился. Он состоит из заявления, копий учредительных документов, копий свидетельств о регистрации и постановке на учет в налоговых органах. Все копии документов должны быть заверены нотариально. Для получения лицензии нужно будет, как и сейчас, представлять документ, подтверждающий уплату лицензионных сборов, - платежное поручение или корешок приходного кассового ордера.
Дополнительно в перечень документов, необходимых для получения лицензии, комментируемый Закон включил документы, подтверждающие квалификацию работников соискателя лицензии (лицензии, сертификаты, квалификационные аттестаты, свидетельства, водительские удостоверения и т. д.). Лицензирующий орган (например, лицензионная палата, транспортная инспекция и т. п.) вправе будет требовать представления и других документов, но лишь в том случае, если их перечень установлен законом.
Кроме этого, комментируемый Закон увеличил с 30 до 60 дней срок, отведенный лицензирующим органам для принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.
Действующим Законом № 158-ФЗ предусмотрено три случая переоформления лицензии. Это преобразование юридического лица, изменение его наименования или местонахождения.
Комментируемый Закон ввел дополнительное основание для переоформления лицензии - утрата документа, подтверждающего наличие лицензии. В части, определяющей размер платы за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии, а также лицензионного сбора непосредственно за выдачу лицензии, нормы нового Закона согласуются теперь с требованиями Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». В настоящее время сборы, взимаемые за вышеупомянутые юридические действия, исчисляются исходя из базовой суммы, размер которой составляет 100 руб. Закон же устанавливает фиксированный размер всех платежей. Их значения приведены в таблице.
Таблица
Вид платежа |
Размер платы (лицензионного сбора), руб |
|
|
до 1 1 февраля 2002г. |
с 1 1 февраля 2002 г. |
Лицензионный сбор за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии лллицензии пппредоставлении лицензии |
не более 3 МРОТ (300) |
300 |
Лицензионный сбор за предоставление лицензии |
не более 10 МРОТ (1000) |
1000 |
Плата за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии |
не более 1/10 МРОТ(10) |
100 |
Плата за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий |
определяется Правительством РФ |
10 |
Плата за выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии |
не установлена |
10 |
Закон устанавливает единую процедуру лицензирования на территории Российской Федерации. К лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых является опасным для жизни и здоровья граждан, может повлечь нанесение ущерба обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.
Нормы Закона распространяются и на те виды деятельности, лицензирование которых было установлено специальными федеральными законами (например, оценочная деятельность, негосударственная (частная) охранная и сыскная деятельность и др.). Тем самым новый Закон исключает возможность применения в лицензировании норм разных документов.
Все нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, подлежат приведению в соответствие с комментируемым Законом (п. 1 ст. 18 Закона).
В то же время из сферы лицензирования исключены те виды деятельности, государственное регулирование которых должно осуществляться
с применением государственных норм и стандартов (экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических и т. п.), а также специальных правил (торговли, сертификации, аттестации и т. п.). В числе таких видов деятельности можно назвать, в частности, строительство взрыво- и пожароопасных, химически опасных и вредных производств, хранение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, деятельность по производству хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий и т. п.
Кроме этого комментируемый Закон устранил излишнюю детализацию некоторых видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. В результате количество таких видов деятельности уменьшилось. Это, например, деятельность, связанная с производством вооружения, военной техники и боеприпасов, с транспортно-экспедиционным обслуживанием на морском, водном и воздушном транспорте.
Вместе с тем отдельные виды деятельности и вовсе не попали в сферу действия нового Закона. Так, в частности, положения Закона не распространяются на деятельность кредитных организаций, биржевую, страховую, нотариальную и образовательную деятельность. Кроме того, в перечень исключений вошли деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, выполнение работ по оказанию услуг в области использования атомной энергии и ряд других. Лицензирование этих видов деятельности будет определяться отдельными федеральными законами. Кроме этого, как и в настоящее время, отдельным законом будет лицензироваться деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Виды деятельности, не упомянутые в комментируемом Законе (например, деятельность ломбардов, риэлтерская деятельность, лизинг, полиграфическая, издательская и ряд других видов деятельности), со дня вступления его в силу будут осуществляться без лицензии.