Принят Государственной Думой 13.07.2001 Одобрен Советом Федерации 20.07.2001

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

от 08.08.2001 № 128-ФЗ

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие
между федеральными органами исполнительной власти, органами испол­нительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением ли­цензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем,
предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

2.     Действие настоящего Федерального закона не распространяется на
следующие виды деятельности:

деятельность кредитных организаций;

деятельность, связанная с защитой государственной тайны;

деятельность в области производства и оборота этилового спирта, ал­когольной и спиртосодержащей продукции;

деятельность в области связи;

биржевая деятельность;

деятельность в области таможенного дела;

нотариальная деятельность;

страховая деятельность;

деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;

осуществление внешнеэкономических операций;

осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пас­сажиров;

приобретение оружия и патронов к нему; использование результатов интеллектуальной деятельности;

-использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осу­ществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе веща­ния дополнительной информации);

использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;

деятельность, работы и услуги в области использования атомной энер­гии;

образовательная деятельность. Статья 2. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие ос­новные понятия:

лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требова­ний и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю: лицензируемый вид деятельнос­ти —- вид деятельности, на осуществление которого на территории Россий­ской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоя­щим Федеральным законом;

лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицен­зий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензи­атами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответст­вующих лицензионных требований и условий:

лицензионные требования и условия — совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требова­ний и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуще­ствлении лицензируемого вида деятельности;

лицензирующие органы — федеральные органы исполнительной влас­ти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осу­ществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;

лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предпринима­тель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельнос­ти,

соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный пред­приниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о пре­доставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

реестр лицензий — совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приос­тановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании ли­цензий.

Статья 3. Основные принципы осуществления лицензирования Основными принципами осуществления лицензирования являются:

обеспечение единства экономического пространства на территории Рос­сийской Федерации;

установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

установление единого порядка лицензирования на территории Россий­ской Федерации;

установление лицензионных требований и условий положениями о ли­цензировании конкретных видов деятельности; гласность и открытость лицензирования; соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Статья 4. Критерии определения лицензируемых видов деятельности

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба пра­вам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности го­сударства, культурному наследию народов Российской Федерации и регу­лирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Статья 5. Определение полномочий Правительства Российской Феде­рации при осуществлении лицензирования

В целях обеспечения единства экономического пространства на терри­тории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в со­ответствии с определенными Президентом Российской Федерации основ­ными направлениями внутренней политики государства:

утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельно­сти;

определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляю­щие лицензирование конкретных видов деятельности;

устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществ­ляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции.

Статья 6. Полномочия лицензирующих органов

1. Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

предоставление лицензий;

переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

приостановление действия лицензий;

возобновление действия лицензий;

аннулирование лицензий (в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 13 настоящего Федерального закона);

ведение реестра лицензий;

контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензиру­емых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанав­ливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с орга­нами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут пе­редавать им осуществление своих полномочий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Статья 7. Действие лицензии

1. На каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 насто­ящего Федерального закона, предоставляется лицензия.

Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

2. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена фе­деральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление кото­рой лицензия предоставлена лицензирующий органом субъекта Россий­ской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензиру­ющих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в по­рядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Срок действия лицензии

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок дей­ствия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению ли­цензиата.

Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке пере­оформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Статья 9. Принятие решения о предоставлении лицензии

1. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соот­ветствующий лицензирующий орган следующие документы:

заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и ор­ганизационно-правовой формы юридического лица, места его нахожде­ния— для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места житель­ства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуаль­ного предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юри­дическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуще­ствлять;

копии учредительных документов и копия свидетельства о государст­венной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариу­сом) — для юридического лица;

копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в ка­честве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) —для индивидуального предпринимателя;

копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в нало­говом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не завере­на нотариусом);

документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотре­ние лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкрет­ных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида дея­тельности установлено соответствующими федеральными законами, а так­же иными нормативными правовыми актами, принятие которых предус­мотрено соответствующими федеральными законами.

Не допускается требовать от соискателя лицензии представления доку­ментов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия кото­рой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений соиска­тель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об
отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти
дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми
необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется при­казом лицензирующего органа.

Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об от­казе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предо­ставлении лицензии.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) со­искателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банков­ского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление ли­цензии.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вру­чается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин от­каза.

В течение трех дней после представления соискателем лицензии доку­мента, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Лицензиат имеет право на получение дубликатов указанного докумен­та. Дубликаты указанного документа предоставляются лицензиату за плату, равную плате, установленной за предоставление информации, со­держащейся в реестре лицензий.

3. Основанием отказа в предоставлении лицензии является:

наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недосто­верной или искаженной информации;

несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или исполь­зуемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объе­ма продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для произ­водства соискателем лицензии.

4. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, устано­-
в
ленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирую-
ще
го органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

Статья 10. Содержание подтверждающего наличие лицензии доку­мента и решения о предоставлении лицензии

В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем наличие лицензии документе указываются:

наименование лицензирующего органа;

наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения — для юридического лица;

фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удосто­веряющего личность, —для индивидуального предпринимателя;

лицензируемый вид деятельности;

срок действия лицензии;

идентификационный номер налогоплательщика;

номер лицензии;

дата принятия решения о предоставлении лицензии.

Статья   11.  Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии

1. В случае преобразования юридического лица, изменения его наиме­нования или места его нахождения, либо изменения имени или места жи­тельства индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат — юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель обязан не позднее чем через пятнадцать дней подать заявление о переоформлении докумен­та, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, под­тверждающих указанные изменения или утрату документа, подтвержда­ющего наличие лицензии.

2.        При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицен­
зии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие  лицен­
зии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирую­щим органом соответствующего заявления.

3.        За  переоформление документа, подтверждающего наличие лицен­зии, взимается плата в размере 100 рублей, которая зачисляется в соот­ветствующий бюджет.

Статья 12. Осуществление контроля

1.  Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.

2. Лицензирующие органы имеют право:

проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответст­вия лицензионным требованиям и условиям:

запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;

составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с ука­занием конкретных нарушений;

выносить  решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

выносить предупреждение лицензиату.

Статья   13.   Приостановление  действия   лицензии   и   аннулирование лицензии

1.               Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицен­зии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений  или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований
и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиа­том нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в ус­тановленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензи­рующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий ор­ган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получе­ния соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок дейст­вия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

2.  Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридиче­
ского лица или прекращения его деятельности в результате реорганиза­ции, за  исключением  его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

3.    Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обраще­
ния в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицен
зионного сбора за предоставление лицензии.

4.    Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства,   культурному   наследию   народов   Российской   Федерации и (или) в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 настоящей статьи. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступ­ления в силу решения суда.

5.    Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

6.    Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии  может быть обжаловано в порядке, установленном законода­тельством Российской Федерации.

7.    Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету
ведения иных органов государственной власти и органов местного само­управления.

Статья 14. Ведение реестров лицензии

1. Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельно­сти, лицензирование которых они осуществляют.

В реестре лицензий помимо сведений, указанных в статье 10 настояще­го Федерального закона, должны быть указаны:

сведения о регистрации лицензии в реестре лицензии;

основания и даты приостановления и возобновления действия лицен­зии;

основание и дата аннулирования лицензии;

иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкрет­ных видов деятельности.

2. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.

Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о кон­кретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам за плату. Размер платы за предоставление указанной информации со­ставляет 10 рублей.

Плата за предоставление информации, содержащейся в реестре лицен­зий, зачисляется в соответствующий бюджет.

Информация из реестра лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется бесплатно. Срок предоставления информации из реестра лицензии не может превышать три дня со дня поступления соответствующего заявления.

Статья 15. Лицензионные сборы

За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей.

За предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 рублей.

Суммы указанных в настоящей статье лицензионных сборов зачисля­ются в соответствующие бюджеты.

Статья 16. Финансирование лицензирования

Финансирование лицензирования осуществляется в пределах средств, выделяемых из соответствующих бюджетов на содержание лицензирую­щих органов.

Статья 17. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии

1.В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойно­го назначения;

испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;

деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (крипто­графических) средств;

предоставление услуг в области шифрования информации;

разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;

деятельность по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей, регистрации владельцев электронных цифровых подписей, ока­занию услуг, связанных с использованием электронных цифровых подпи­сей, и подтверждению подлинности электронных цифровых подписей;

деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических сред­ствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществля­ется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индиви­дуального предпринимателя);

деятельность по разработке и (или) производству средств защиты кон­фиденциальной информации;

деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

разработка, производство, реализация и приобретение в целях прода­жи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юриди­ческими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;

деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфичес­кой продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля ука­занной продукцией;

разработка вооружения и военной техники;

производство вооружения и военной техники;

ремонт вооружения и военной техники;

утилизация вооружения и военной техники;

торговля вооружением и военной техникой;

производство оружия и основных частей огнестрельного оружия;

производство патронов к оружию и составных частей патронов;

торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия; тор­говля патронами к оружию; экспонирование оружия, основных частей ог­нестрельного оружия, патронов к оружию;

коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;

разработка и производство боеприпасов; утилизация боеприпасов;

выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничто­жению химического оружия;

эксплуатация взрывоопасных производственных объектов; эксплуатация пожароопасных производственных объектов; эксплуатация химически опасных производственных объектов; эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта; эксплуатация нефтегазодобывающих производств; переработка нефти, газа и продуктов их переработки;

транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и про­дуктов их переработки;

хранение нефти, газа и продуктов их переработки;

реализация нефти, газа и продуктов их переработки; деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности; производство взрывчатых материалов промышленного назначения; хранение взрывчатых материалов промышленного назначения; применение взрывчатых материалов промышленного назначения;

деятельность по распространению взрывчатых материалов промышлен­ного назначения;

производство пиротехнических изделий; деятельность по распростране­нию пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с государст­венным стандартом;

деятельность по предупреждению и тушению пожаров;

производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

деятельность по эксплуатации электрических сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предприни­мателя);

деятельность по эксплуатации газовых сетей;

деятельность по эксплуатации тепловых сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собствен­ных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;

строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;

инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом; производство маркшейдерских работ; деятельность по реставрации объек­тов культурного наследия (памятников истории и культуры);

геодезическая деятельность; картографическая деятельность;

выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологичес­кие процессы и явления;

выполнение работ по активному воздействию на геофизические процес­сы и явления;

деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; фармацевтическая деятельность; производство лекарственных средств; производство медицинской техники;

деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

техническое обслуживание медицинской техники (за исключением слу­чая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собст­венных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи;

культивирование растений, используемых для производства наркотиче­ских средств и психотропных веществ;

деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психо­тропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II в соответствии с Фе­деральным законом «О наркотических средствах и психотропных вещест­вах»;

деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ (разработ­ка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом «О нарко­тических средствах и психотропных веществах»;

деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;

производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;

перевозки морским транспортом пассажиров;

перевозки морским транспортом грузов;

перевозки внутренним водным транспортом пассажиров; перевозки внутренним водным транспортом грузов; перевозки воздушным транспортом пассажиров;

перевозки воздушным транспортом грузов; перевозки пассажиров ав­томобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуаль­ного предпринимателя);

перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобиль­ным транспортом;

перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свы­ше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осу­ществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

перевозки железнодорожным транспортом пассажиров (за исключени­ем случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предприни­мателя и без выхода на железнодорожные пути общего пользования);

перевозки железнодорожным транспортом грузов (за исключением слу­чая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собст­венных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя и без выхода на железнодорожные пути общего пользования);

сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах;

погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте;

погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах;

погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте;

деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

деятельность по техническому обслуживанию воздушного движения; деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов;

деятельность по ремонту воздушных судов; деятельность по примене­нию авиации в отраслях экономики;

деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного со­става на железнодорожном транспорте;

деятельность по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;

деятельность по обращению с опасными отходами;

организация и содержание тотализаторов и игорных заведений; оценочная деятельность;

туроператорская деятельность;

турагентская деятельность;

    деятельность по продаже прав на клубный отдых;

    негосударственная (частная) охранная деятельность;                     негосударственная (частная) сыскная деятельность;

    заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;     заготовка, переработка и реализация лома черных металлов; деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Фе­дерации за пределами Российской Федерации;

деятельность по разведению племенных животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предприни­мателя);

деятельность по производству и использованию племенной продукции (материала) (за исключением случая, если указанная деятельность осуще­ствляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или ин­дивидуального предпринимателя);

публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная дея­тельность осуществляется в кинозале;

воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произ­ведений и фонограмм на любых видах носителей;

аудиторская деятельность;

деятельность инвестиционных фондов;

деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми ин­вестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;

деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

деятельность негосударственных пенсионных фондов; деятельность по производству элитных семян (семян элиты); производство табачных изделий;

деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений;

осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других вод­ных животных и растений;

деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки; космическая деятельность; ветеринарная деятельность; медицинская деятельность.

2.    Перечень работ и услуг по космической деятельности, ветеринарной деятельности и медицинской деятельности устанавливается положениями о лицензировании указанных видов деятельности.

3.    Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требу­ются лицензии.

Статья 18. Переходные положения

1. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, за исклю­чением видов деятельности, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей насто­ящему  Федеральному закону,  и  подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2.    Лицензирование видов деятельности, не указанных в пункте 1 ста­
тьи 17 настоящего Федерального закона, прекращается со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

3.    Федеральные  авиационные правила  лицензирования  деятельности в области гражданской авиации действуют до момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации.

Статья 19. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального закона

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

Федеральный закон от 25 сентября 1998 года № 158-ФЗ «О лицензиро­вании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Рос­сийской Федерации, 1998, № 39, ст. 4857);

Федеральный закон от 26 ноября 1998 года № 178-ФЗ «О внесении до­полнений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов дея­тельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 48, ст. 5853);

Федеральный закон от 22 декабря 1999 года № 215-ФЗ «О внесении до­полнений в статью 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 52, ст. 6365);

Федеральный закон от 22 декабря 1999 года № 216-ФЗ «О внесении до­полнения в статью 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации,

1999, № 52, ст. 6366);

Федеральный закон от 12 мая 2000 года № 69-ФЗ «О внесении измене­ния в статью 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных ви­дов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации,

2000, № 20, ст. 2104);

статью 2 Федерального закона от 29 декабря 2000 года № 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 1, ст. 21).

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести
месяцев со дня его официального опубликования.

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Феде­рации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с насто­ящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации                           В.   Путин

КОММЕНТАРИЙ

Публикуемый документ (далее — Закон) упростил процедуру лицензи­рования отдельных видов деятельности на территории Российской Феде­рации. Новый Закон вступит в силу 11 февраля 2002 года — по истече­нии шести месяцев с момента его официального опубликования (ст. 20 За­кона). С этого же момента утратит силу ныне действующий Федеральный закон от 25.09.98 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятель­ности» (далее-Закон № 158-ФЗ).

Поправки и дополнения, внесенные в порядок лицензирования

Закон четко определил полномочия Правительства РФ по лицензирова­нию. Так, в Законе установлено, что только Правительство будет вправе утверждать положения о лицензировании конкретных видов деятельности. Оно же будет определять, какие виды деятельности лицензируют феде­ральные министерства и ведомства, а какие - исполнительная власть субъектов Российской Федерации (ст. 5 Закона). А вот местные власти ут­ратили право заниматься лицензированием. Это значит, что с момента вступления в силу Закона - 11 февраля 2002 года - принятые местными властями правила лицензирования прекращают свое действие, а выдан­ные ими лицензии должны быть заменены либо на федеральные, либо на региональные.

Для всех видов деятельности установлен единый порядок определения срока действия лицензии, а сам срок продлен до пяти лет (ст. 8 Закона). Сейчас минимальный срок действия лицензии составляет три года.

Установлен и единый перечень документов, необходимых для получе­ния лицензии (п. 1 ст. 9 Закона).

В целом пакет документов не изменился. Он состоит из заявления, ко­пий учредительных документов, копий свидетельств о регистрации и по­становке на учет в налоговых органах. Все копии документов должны быть заверены нотариально. Для получения лицензии нужно будет, как и сейчас, представлять документ, подтверждающий уплату лицензионных сборов, - платежное поручение или корешок приходного кассового ордера.

Дополнительно в перечень документов, необходимых для получения ли­цензии, комментируемый Закон включил документы, подтверждающие квалификацию работников соискателя лицензии (лицензии, сертификаты, квалификационные аттестаты, свидетельства, водительские удостоверения и т. д.). Лицензирующий орган (например, лицензионная палата, транс­портная инспекция и т. п.) вправе будет требовать представления и дру­гих документов, но лишь в том случае, если их перечень установлен зако­ном.

Кроме этого, комментируемый Закон увеличил с 30 до 60 дней срок, от­веденный лицензирующим органам для принятия решения о предоставле­нии или об отказе в предоставлении лицензии.

Действующим Законом № 158-ФЗ предусмотрено три случая пере­оформления лицензии. Это преобразование юридического лица, изменение его наименования или местонахождения.

Комментируемый Закон ввел дополнительное основание для пере­оформления лицензии - утрата документа, подтверждающего наличие ли­цензии. В части, определяющей размер платы за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии, а также лицензионного сбора непосредствен­но за выдачу лицензии, нормы нового Закона согласуются теперь с требо­ваниями Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». В настоящее время сборы, взимаемые за выше­упомянутые юридические действия, исчисляются исходя из базовой сум­мы, размер которой составляет 100 руб. Закон же устанавливает фикси­рованный размер всех платежей. Их значения приведены в таблице.

                                                                                             Таблица

 

Вид платежа

Размер платы (лицензионного сбора), руб

 

 

до 1 1 февраля 2002г.

с 1 1 февраля 2002 г.

Лицензионный сбор за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии лллицензии пппредоставлении лицензии

не более 3 МРОТ (300)

300

Лицензионный сбор за предоставление лицензии

не более 10 МРОТ (1000)

1000

Плата за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии

не более 1/10 МРОТ(10)

100

Плата за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий

определяется Правительством РФ

10

Плата за выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии

не установлена

10

Закон устанавливает единую процедуру лицензирования на террито­рии Российской Федерации. К лицензируемым отнесены виды деятельно­сти, осуществление которых является опасным для жизни и здоровья граждан, может повлечь нанесение ущерба обороне и безопасности госу­дарства, культурному наследию народов Российской Федерации.

Нормы Закона распространяются и на те виды деятельности, лицензи­рование которых было установлено специальными федеральными закона­ми (например, оценочная деятельность, негосударственная (частная) ох­ранная и сыскная деятельность и др.). Тем самым новый Закон исключа­ет возможность применения в лицензировании норм разных документов.

Все нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирова­ния отдельных видов деятельности, подлежат приведению в соответствие с комментируемым Законом (п. 1 ст. 18 Закона).

В то же время из сферы лицензирования исключены те виды деятель­ности, государственное регулирование которых должно осуществляться

с применением государственных норм и стандартов (экологических, сани­тарно-эпидемиологических, гигиенических и т. п.), а также специальных правил (торговли, сертификации, аттестации и т. п.). В числе таких видов деятельности можно назвать, в частности, строительство взрыво- и пожа­роопасных, химически опасных и вредных производств, хранение лекарст­венных средств и изделий медицинского назначения, деятельность по про­изводству хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий и т. п.

Кроме этого комментируемый Закон устранил излишнюю детализацию некоторых видов деятельности, на осуществление которых требуется ли­цензия. В результате количество таких видов деятельности уменьшилось. Это, например, деятельность, связанная с производством вооружения, во­енной техники и боеприпасов, с транспортно-экспедиционным обслужива­нием на морском, водном и воздушном транспорте.

Вместе с тем отдельные виды деятельности и вовсе не попали в сферу действия нового Закона. Так, в частности, положения Закона не распрост­раняются на деятельность кредитных организаций, биржевую, страховую, нотариальную и образовательную деятельность. Кроме того, в перечень исключений вошли деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, выполнение работ по оказанию услуг в области использо­вания атомной энергии и ряд других. Лицензирование этих видов деятель­ности будет определяться отдельными федеральными законами. Кроме этого, как и в настоящее время, отдельным законом будет лицензировать­ся деятельность в области производства и оборота этилового спирта, ал­когольной и спиртосодержащей продукции.

Виды деятельности, не упомянутые в комментируемом Законе (напри­мер, деятельность ломбардов, риэлтерская деятельность, лизинг, полигра­фическая, издательская и ряд других видов деятельности), со дня вступ­ления его в силу будут осуществляться без лицензии.